Характеристика детей младенческого и раннего возраста с комплексными нарушениями.
У детей младенческого возраста с комплексными нарушениями часто имеет место диффузное поражение ЦНС, которое обусловливает низкую психическую активность, что выражается в сниженной реакции на внешние раздражители, малой эмоциональности, пассивности ребенка, непродолжительном удержании внимания.
Во-первых, это приводит к нарушению контакта. Пассивное поведение ребенка, наряду с его болезненностью, часто способствует тому, что родители также становятся пассивными в общении и, таким образом, усиливается сенсорная и возникает эмоциональная и социальная депривация.
Во-вторых, низкая психическая активность негативно влияет на моторное развитие ребенка, особенно при сочетании с двигательными или глубокими зрительными нарушениями. Задержка развития локомоторных навыков и зрительно-моторной координации препятствует накоплению сенсорного опыта, освоению внешнего пространства и развитию навыков действия с предметами.
В-третьих, познавательное развитие затруднено сниженным интересом ребенка к окружающим предметам, трудностями фиксации взора и прослеживания, слухового сосредоточения и локализации звука.
У детей снижена способность к подражанию, задерживается предречевое развитие, которое в норме во втором полугодии приобретает отчетливую коммуникативную направленность. Недостаток сенсомоторных впечатлений и навыков предметной деятельности может восполняться детьми стереотипными действиями с соской, движениями руками, раскачиванием головой и и туловищем и т.п.
Впрочем, необходимо отметить, что комплексные нарушения у детей для младенческого возраста не всегда включают органическое поражение головного мозга, приводящее к выраженной задержке психического развития. Наблюдаются и такие младенцы, которые имеют глубокие нарушения зрения, слуха, легкие двигательные нарушения в разных сочетаниях, но уже во втором полугодии жизни демонстрируют хорошую познавательную активность, эмоциональность, стремление к общению и изобретательность в способах коммуникации, передвижения и обследования окружающего пространства.
Детей раннего возраста (2-3 г.ж.) с комплексными нарушениями можно разделить на следующие группы.
1. Дети с сохранными возможностями интеллектуального развития и легкими или умеренными нарушениями в сенсорной, моторной, познавательной сфере.
Такими нарушениями можно считать легкую и умеренную тугоухость (Iи II степени), умеренное слабовидение, при котором ребенок, опираясь на зрение, берет предметы, действует с ними и ориентируется в пространстве помещения при передвижении; легкую степень двигательных нарушений, задержку темпов психического развития резидуально-органического генеза. При этом на первое место выходит задержка психомоторного развития, которая на первый взгляд похожа на задержку развития резидуально-органического генеза.
Как правило, такие нарушения диагностируются как комплексные только на 2-м, 3-м году жизни или позже, а до этого момента расцениваются родителями и врачами, как нарушение в какой-либо одной сфере.
По мере взросления ребенка увеличиваются требования к нему, и тогда становится заметным отставание малыша от сверстников с единичными нарушениями.
Не только при тяжелых, но и при негрубых сенсорных нарушениях возникает сенсорный голод, для восполнения которого маленькие дети прибегают к стимуляции, играя со светом, разглядывая светящиеся предметы, включая звучащие игрушки, стуча и прислушиваясь к вибрации, прислоняясь к колонкам музыкального центра и т.п.
По причине умеренных сенсорных нарушений может замедляться моторное развитие, быть неуверенной походка. У детей с сенсорными нарушениями замедлены процессы восприятия, при этом ограничен объем внимания.
2. Дети с тяжелыми сенсорными, моторными и другими нарушениями и сохранными возможностями интеллектуального развития.
Особенности их развития определяются в большей мере ведущим (наиболее тяжелым) дефектом и связанными с ним ограниченными возможностями и особыми способами и средствами восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Для таких детей в большей или меньшей степени самостоятельная целенаправленная деятельность по исследованию и овладению окружающим пространством и предметами, избирательность и «откликаемость» в контакте, способность к диалогу при адекватно найденных средствах коммуникации, достаточно разнообразные и выразительные эмоции.
3. Дети с комплексными нарушениями, включающими тяжелую задержку развития церебрально-органического происхождения, которые имеют ограниченные возможностями компенсации других имеющихся нарушений.
Они плохо пользуются даже относительно сохранными зрительными, слуховыми и двигательными возможностями. Такие дети долго не отличают близких людей от чужих, остаются пассивными в контакте. Предоставленные сами себе, они занимаются стереотипными действиями, аутостимуляцией.
При тяжелом органическом поражении ЦНС и наследственных синдромах ситуация развития часто осложняется выраженными неврологическими нарушениями (гидроцефальным, судорожным синдромом и др.), соматическими нарушениями (нарушениями питания, отставании в физическом развитии, пороками и хроническими заболеваниями внутренних органов, эндокринной патологией, ортопедической патологией).
Сопровождение семьи ребенка с комплексными нарушениями.
Сопровождение семьи – практика, предполагающая активное включение близких взрослых ребенка во все мероприятия коррекционно-развивающей работы, т.к. полноценное общение с близкими взрослыми является необходимым условием полноценного психического развития. В случае, когда возможность достижения возрастной нормы невелика, родители ежедневно сталкиваются со значительными трудностями в воспитании малыша:
· трудностью принятия родителями ситуации появления в семье «Особого» ребенка (зачастую родители не могут ее самостоятельно «прожить», «встроить» в свой эмоциональный и интеллектуальный опыт).
· сложностью интерпретации поведения ребенка, связанной с трудностью распознавания и неоднозначностью поступающих от него сигналов;
· частичной или полной невозможностью регуляции поведения ребенка;
· отношением окружающих к тому, что в семье растет ребенок с нарушениями в развитии;
· ограниченностью ресурсов, которые современное общество готово предложить родителям, и др.
При таком комплексе проблем помощь специалистов должна заключаться, прежде всего в том, чтобы, учитывая потребности и возможности конкретной семьи, помочь родителям «увидеть» ребенка, показать его особые нужды, способы их удовлетворения, научить близких взрослых видеть задачи развития и возможности их реализации в повседневной жизни.
Особенности медицинской помощи.
В первые месяцы жизни ребенка главной задачей является его обследование, лечение и выхаживание с целью, как можно более полного восстановления нарушенных структур и функций организма, налаживания питания, обеспечения нормальной прибавки в росте и массе тела. Основную роль в этом играет стационарное лечение, которое может требовать повторных курсов, проводимых в больницах разного профиля. В период после госпитализаций или между ними родителям необходимо выполнять рекомендации врачей, посещать разных специалистов для уточнения медицинского диагноза, динамического наблюдения и лечения.
В зависимости от количества и тяжести нарушений состояние ребенка раньше или позже стабилизируется в течение первого года его жизни, интенсивность лечения постепенно снижается и принимает характер восстановительного и поддерживающего.
В этот период начинает возрастать роль психолого-педагогической коррекции имеющихся нарушений психофизического развития. Врач, являющийся членом команды специалистов, занимающихся этой коррекцией, оценивает физическое развитие ребенка, тщательно изучает все имеющиеся отклонения со стороны внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств, знакомится с проводимым лечением.
Особенно важной задачей является выявление тех причин, которые в данный период времени могут явиться наибольшим препятствием к успешной педагогической коррекции, вследствие того, что они мешают ребенку продуктивно заниматься, вызывая повышенную утомляемость, вялость или расторможенность, повышенную возбудимость, особую чувствительность ребенка. Это может быть связано с характером первичных нарушений так и с сопутствующими заболеваниями.
Соответственно, врач назначает или корригирует лечение и, участвуя в разработке индивидуальной программы воспитания и обучения, дает рекомендации по режиму, интенсивности, продолжительности и содержанию занятий, организации среды и т.д.
Важной особенностью медицинского сопровождения является периодическое наблюдение за детьми во время занятий. Это дает возможность лучше оценить функциональные возможности ребенка в разных сферах деятельности и имеющиеся у него трудности, а также адекватность педагогического воздействия его физическому и психическому состоянию.
Немаловажное значение имеет общение врача с родителями. Врач должен помочь родителям понять место и характер лечения в общем процессе воспитания, объяснить значение педагогической работы для здоровья и развития малыша.
Психолого-педагогическая помощь.
Помощь детям с комплексными нарушениями в младенческом и раннем возрасте имеет свои особенности. Она может быть начата сразу после рождения ребенка в условиях стационара. Существующий опыт такой работы убедительно показывает целесообразность раннего начала и хорошие результаты работы педагогов и психологов с новорожденными младенцами.
Основной задачей работы с детьми младенческого и раннего возраста с комплексными нарушениями развития является адекватным состоянию и возрасту ребенка эмоциональная, моторная и сенсорная стимуляция, вызывающая положительные ответные реакции, пробуждающая интерес к окружающему миру и, в первую очередь, к обращающемуся с ребенком взрослому человеку.
Развитие ребенка с комплексными нарушениями часто идет своеобразным путем, при этом могут быть пропущены определенные его стадии. При проведении коррекционной работы важно помнить о необходимости прохождения всех стадий развития в той степени, в какой это доступно для конкретного ребенка.
В случае выраженных нарушений в развитии в первую очередь важна не правильность выполнения какого-либо действия, а само его существование, возможность воспринимать окружающий мир, передвигаться любым доступным ребенку способом, максимально полно участвовать во всех режимных моментов, общаться при помощи доступных ребенку средств.
Работа с детьми раннего возраста в основном направлена на то, чтобы у ребенка появилась возможность в доступных для него пределах получать разнообразный сенсорный и моторный опыт. Этому способствуют всевозможные формы коммуникации, совместные со взрослым действия и совместное эмоциональное переживание происходящего, возможность принимать посильное деятельное участие в событиях повседневной жизни.
Литература.
1. Алясимовская В. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-Пресс, 1999г.
2. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие детей от года и до 3-х лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2000г.
3. Григорьева Г. И др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению детей до 3-х лет. – М.: Просвещение, 2000г.
4. Лупан С. Поверь в свое дитя. – М.: ЭЛЛИС-ЛАК, 1993г.
5. Журналы: Дошкольное воспитание. 2002г. №8, 2002г. №11. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3 2014г.
|