Материал подготовлен старшим воспитателем высшей квалификационной категории Васильевой С.В.
Часть I
Сопровождение семьи ребенка младенческого и раннего
возраста с комплексными нарушениями.
В настоящее время в нашей стране активно формируется система ранней помощи, которая обеспечивает медико-психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с разнообразными нарушениями в развитии. Комплексные (сложные множественные) нарушения, связанные с поражением нескольких важных для психомоторного развития ребенка анализаторов (функциональных сфер) создают особо сложную ситуацию развития. Сочетание первичных нарушений (интеллектуальных, зрительных, слуховых, моторных, эмоциональных) их качество и степень выраженности (тяжести), различное время их возникновения и выявления, наличие сопутствующих заболеваний создают в каждом случае особую картину.
Наряду с биологическими причинами нарушений речевого и психомоторного развития ребенка, требуют оценки и социально-психологические условия его жизни. Для успешного оказания помощи ребенку должны быть выделены те проблемы, которые являются наиболее значимыми для его развития в данный момент времени.
Несмотря на имеющиеся в каждом случае особенности, можно выделить общие проблемы, характерные для детей младенческого возраста.