Наш адрес : Загребский бульвар, дом 42
Телефоны : +7 (812) 778-63-11, 778-40-06
Государственное казённое учреждение здравоохранения
 
  О Нас
  Лечебная деятельность
  Педагогическая деятельность
  Попечительский совет
  Целевая подготовка специалистов
  Защита и обработка персональных данных
  Безопасность и антитеррор
  Школа приемных родителей
  Усыновление
  Доступная среда
  Охрана труда
  Отчеты о деятельности Дома ребенка.
  Спонсоры
  Первичная профсоюзная организация
  Противодействие коррупции
  Родителям
  Нужды Дома ребёнка
  Новости
  Вакансии
  Гостевая книга
  Обращение к главному врачу
  Контактная информация
  Оценка качества оказания услуг
 
Войти под своим логином
Восстановление забытого пароля
Регистрация на сайте
 

Лента новостей

26.11.24 

22.11.24 

22.11.24 

22.11.24 

21.11.24 

20.11.24 



Архив новостей

28.01.16 Наши публикации. продолжение.

Часть II

Социально-эмоциональное развитие и развитие коммуникации.

 

Все процедуры, связанные с режимными моментами (кормление, купание, переодевание, укачивание перед сном) – это общение мамы с малышом. При этом ребенок и близкие ему взрослые накапливают опыт «приятного» и понятного друг для друга взаимодействия. Этот опыт состоит из разнообразных ощущений – тактильных, обонятельных, вибрационных, слуховых, зрительных – служит основой всего последующего развития ребенка.

В случае появления в семье малыша с нарушениями в развитии, а тем более с множественными нарушениями, эти начальные простые формы взаимодействия зачастую не складываются. В такой ситуации формирование пространства эмоциональной близости, налаживание и постепенное усложнение контакта, накопление опыта приятного взаимодействия – самое правильное начало помощи малышу и его семье. Важно подобрать наиболее удобную для мамы и малыша позу при кормлении (особенную значимость это приобретает при наличии двигательных нарушений).

Важно объяснять родителям о необходимости общения с ребенком в любой ситуации взаимодействия. Это общение при помощи речи (речь матери важна и для неслышащего ребенка) прикосновения, совместные с ребенком движения.

Речь, обращенная к ребенку, должна быть эмоциональной, простой, неспешной, ситуативно обусловленной, комментирующей. Следует избегать длинных фраз и сложных слов.

Необходимо обращать внимание родителей на важность установления и поддержания зрительного контакта с ребенком. Этому способствуют различные физические  воздействия взрослого: поза глаза в глаза, покачивание малыша, поглаживание его пальчиков, эмоционально окрашенная речь, обращенная к ребенку.

Нарушения зрения или двигательные нарушения могут затруднять зрительный контакт ребенка с близкими взрослыми. При этом лицо взрослого должно быть хорошо освещено (взрослый располагается лицом к свету, а ребенок – спиной). Необходимо, как можно чаще, во взаимодействии с малышом использовать прикосновения, физический контакт.

Дети с комплексными нарушениями в развитии во время бодрствования пассивны, равнодушны к стимулам окружающей среды.

Надо стараться преодолевать пассивность, пробуя различные способы взаимодействия (прикосновения, покачивания, поцелуи, поглаживания, ритмичные упражнения в сопровождении песенок, потешек и др.), а затем неоднократно повторять те ситуации взаимодействия, на которые отзывается ребенок.

Для стимуляции речевой активности детей с комплексными нарушениями полезно повторять за ребенком звуки и слоги, которые он спонтанно произносит.

При общении  с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями надо использовать разные средства общения со взрослым – вокализации, слоги, естественные жесты, позже – картинки, предметы-символы; если затруднено восприятие устной речи, взрослые также должны использовать невербальные методы общения, доступные ребенку. Для развития навыков общения ребенок должен получить ответ не только в виде выполнения взрослым какого-то действия, но и соответствующего жестового и словесного его обозначения.

 

 

Двигательное развитие.

Если у ребенка имеются тяжелые нарушения развития, окружающим его взрослым необходимо заботиться об организации двигательной активности ребенка. до того момента, как ребенок начнет самостоятельно передвигаться, необходимо следить за тем, чтобы ребенок не находился длительное время в одной и той же позе в кроватке или у взрослых на руках. Зачастую свой первый двигательный опыт ребенок приобретает, находясь на руках у взрослого. Находясь на руках у взрослого, ребенок ощущает своим телом характер движений взрослого, получает разнообразные тактильные, мышечные, вибрационные ощущения.

Во время занятий с детьми важно уделять достаточно времени разнообразным телесным играм, включать элементы массажа и гимнастики, игры способствующие развитию равновесия.

Использование в таких играх-занятиях разнообразного речевого материала (потешек, коротеньких стихов, песенок) придаст взаимодействию эмоциональную окраску, поможет организовать внимание ребенка, сделать его движения более ритмичными, упорядоченными, сами упражнения – узнаваемыми, а действия – предсказуемыми. Это облегчит ребенку включение в игровые упражнения и научит его регулировать свои действия.

В работе с детьми с комплексными нарушениями важно уделить внимание развитию движений руки и пальцев рук. В некоторых случаях без специальной помощи ребенок не научается захватывать и удерживать игрушки, совершать с ними простые манипуляции. Ребенку может потребоваться помощь в освоении новых движений и поз. Зачастую ребенок длительное время не может научиться переворачиваться, а сидеть может только с поддержкой или в специальном приспособлении.

Очень важно, чтобы ребенок научился ползать. С одной стороны, ползание – это проявление первой самостоятельности, независимости от взрослого в освоении окружающего мира. С другой стороны – сложный двигательный акт, во время которого от малыша требуются значительная мышечная сила,, координированные взаимодействия различных отделов головного мозга, содружественные движения рук и ног.

Поэтому очень важно, чтобы ребенок ползал как можно больше, осваивая пространство. В зависимости от сочетания первичных нарушений, дети могут ползать по-разному: дети с тяжелыми нарушениями зрения иногда предпочитают ползать задом наперед; дети, имеющие нарушения в двигательной сфере, могут ползать по-пластунски, поворачиваться вокруг своей оси, перекатываться и т.д. Чаще всего ребенок с комплексными нарушениями начинают ходить позже (иногда значительно позже ) своих здоровых сверстников, а иногда и вовсе не овладевают этим навыком. Начинать учить ребенка ходить нужно с того момента, как только он начал стоять с опорой.

По мере освоения ходьбы важно организовывать игры на развитие движений. Можно создавать разнообразные препятствия, требующих от ребенка разных движений (переступания, нагибания, подползания, переползания и др.; помогать ребенку залезать на скамейку, подниматься и спускаться по лестнице и т.д.).

Эти упражнения позволяют ребенку почувствовать радость движений, способствуют все большему овладению собственным телом.

 

 

Сенсорное развитие.

С первых дней жизни здоровый ребенок получает множество разнообразных ощущений. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии зачастую лишен возможности получать ощущения некоторых модальностей, двигательные, зрительные, слуховые. Начиная с первых дней жизни ребенка важно предлагать ему разнообразные тактильные, вибрационные, слуховые, зрительные, вкусовые обонятельные впечатления.

Подбирать материал для занятий с ребенком надо с учетом его секреторной дефицитарности. У ребенка с нарушением зрения может быть сохранным цвето- или светоощущение. Тогда на занятиях малыш будет рассматривать светящиеся, с зеркальной поверхностью, яркие контрастные предметы, и пытаться совершать с ними различные действия. Всех детей надо учить зрительному сосредоточению и прослеживанию, слуховому сосредоточению и локализации источника звука, использующие соответствующие их возрасту и степени сенсорных нарушений игрушки. Необходимо, учить сочетать зрительное и слуховое восприятие с тактильным. При этом надо избегать предметов сложных форм и рисунков с множеством мелких несущественных деталей, пестроты раскраски и несоответственного цвета. Игрушки должны отражать естественные формы и пропорции предметов или живого существа.

У детей с тяжелыми нарушениями, хотя и очень медленно, но все же, постепенно формируются зрительно-слуховые и другие связи, что позволяет ребенку следить за перемещающимися предметами, находить в пространстве звучащие предметы, рассматривать или ощупывать игрушки; появляется возможность более тонко дифференцированно воспринимать разные стимулы.

Очень важным моментом в процессе обучения является знакомство с разнообразными бытовыми предметами, их свойствами и способами действия с ними. В ходе накопления разнообразного сенсорного опыта у ребенка формируются представления о свойствах предметов и явлений и закрепление их в знаке, в качестве которого может выступать жест, слово изображение и т.д.

Важно отметить, что, наряду с созданием для ребенка наиболее адекватной сенсорной среды, нужно заботиться о деятельном характере включения малыша в занятие.

С учетом имеющихся возможностей и ограничений стоит предлагать ребенку обследовать предметы всеми доступными ему способами, постепенно расширяя их набор и вводя более сложные культурные способы обследования.

Совершая совместные с ребенком разнообразные действия с предметами, следует сопровождать их речью.
       Ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития для включения в совместную с взрослым деятельность требуется гораздо больше времени, а также необходимы неоднократные повторения для закрепления предлагаемого способа действия с предметом. Поначалу эти действия носят неспецифический характер (со всеми предметами ребенок действует одинаково), затем появляются отдельные действия, учитывающие физические свойства предметов. Ребенок может покатать мяч, погреметь погремушкой.

Важно предлагать ребенку игрушки, различные по материалу, фактуре, плотности, упругости, тяжести, звучанию и позволяющие совершать разнообразные действия.

 

Литература.

1. Алясимовская В. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-Пресс, 1999г.

2. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие детей от года и до 3-х лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2000г.

3. Григорьева Г. И др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению детей до 3-х лет. – М.: Просвещение, 2000г.

4. Лупан С. Поверь в свое дитя. – М.: ЭЛЛИС-ЛАК, 1993г.

5. Журналы: Дошкольное воспитание. 2002г. №8, 2002г. №11. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3 2014г.




Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.
Версия для печати
О Нас · Лечебная деятельность · Педагогическая деятельность · Попечительский совет · Защита и обработка персональных данных · Безопасность и антитеррор · Школа приемных родителей · Усыновление · Доступная среда · Охрана труда  · Отчеты о деятельности Дома ребенка. · Спонсоры · Первичная профсоюзная организация · Противодействие коррупции · Родителям · Нужды Дома ребёнка · Новости · Вакансии · Карта сайта · Поиск
Разработка сайта : Дизайн-студия Business sites on-line    
Работает на: Amiro CMS