Педагогическая деятельность
В Доме ребенка вся педагогическая деятельность строится в соответствии с Постановлением № 481, а также внедряются новые формы работы и организации жизнедеятельности детей раннего возраста. В каждой группе созданы условия (оформление, развивающая среда, зоны отдыха, спальни), приближенные к семейным. Основным принципами деятельности учреждения являются лечение и воспитание малыша в одной группе, не перемещая его в новые, незнакомые ему условия жизни и обеспечение стабильности и постоянства окружения персонала, который за ним ухаживает, создание условий, при которых воспитатель, работая по 6 часов и с 6-тью детьми, становится наиболее близким для этих детей человеком, к которому они привыкают и чувствуют себя более защищенными, что позволяет уменьшить стрессовые состояния детей формировать базовое доверие к окружающему миру.
Постоянство окружения, последовательность и предсказуемость действий педагогов и других служб Дома ребенка позволяет достичь формирования физического, эмоционального, психического и интеллектуального развития наших воспитанников, приближенного к детям, воспитывающихся в полных семьях. Основой наших результатов является разнообразная и комплексная медицинская, педагогическая и психологическая реабилитация и абилитация малышей, попавших в трудные жизненные ситуации.
В Доме ребенка с детьми систематически проводят занятия, как воспитатели, так и учителя-дефектолги, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель сенсорной комнаты. Работа специалистов направлена на раннюю диагностику и составление плана коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.
12 февраля 2019 года Дом ребенка получил лицензию на образовательную деятельность. Педагогами и специалистами разработана Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР, ТМНР). В 2023 году в данную программу внесены изменения и дополнения в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования. Работа по коррекции развития детей осуществляется с 2-х месячного возраста и охватывает пять образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Используются и дополнительные формы работы: водно-песочная терапия, занятия с монтессори-материалом, занятия в комнате социальной адаптации, где старшие дети под руководством с учителей-дефектологов и психолога принимают участие в приготовлении несложных блюд, выпечки, а также учатся накрывать на стол и встречать гостей.
В Доме ребенка имеется и достаточно большая сенсорная комната, являющаяся одним из современных методов сенсорной реабилитации, которая широко применяется в практике работы с детьми с недостаточно развитой эмоционально-волевой сферой. Использование оборудования сенсорной комнаты позволяет эффективно работать с детьми младенческого и раннего возраста, стимулировать восприятие окружающих раздражителей подходящими средствами. Также у детей, обладающих высокой активностью и синдромом гиперактивности позволяет добиваться релаксации за счет применения успокаивающей музыки, мягкого света и тепла, специального шарикового бассейна, использования звуков природы. Сенсорная комната разделена на два помещения: успокаивающую «белую комнату» и стимулирующую моторную активность комнату. Все дети Дома ребенка с трехмесячного возраста и до 4-х лет получают реабилитацию в сенсорной комнате. Противопоказаний для занятий в ней нет. У детей с органическим поражением головного мозга удается достигать релаксации, динамики в развитии активных движений в «сухом» бассейне. У детей с сенсорными нарушениями основное внимание уделяется стимуляции зрительных и слуховых анализаторов.
Большую работу по коррекции эмоционально-волевой сферы, познавательной сферы, речевого развития, развития коммуникативных навыков и социализации проводят педагог-психолог и учителя-дефектологи, старший воспитатель, музыкальный руководитель и коллектив воспитателей Дома ребенка. Различные виды занятий позволяют развивать творческие способности детей. Известно, что положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Музыкальный руководитель, учителя-дефектологи и воспитатели творчески подходят к организации досугов детей.
Организуют и проводят различные сезонные праздники, вечера развлечений, совместно с инструкторами ЛФК проводят спортивные праздники. Также педагоги используют в своей работе показы интерактивных логопедических сказок, которые способствуют развитию речи, познавательных интересов, социальных навыков, коммуникативных способностей, воспитывают в детях доброжелательность, сопереживание, желание оказывать помощь; позволяют детям принимать активное участие в сказке.
Все педагоги и специалисты Дома ребенка аттестованы, имеют высшее образование или получают его; большинство имеет высшую квалификационную категорию, некоторые 1 квалификационную категорию; активны и творчески подходят к организации коррекционного и воспитательно-образовательного процесса.
Версия для печати
|